Сбор меда у славян

ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ СРОЧНО УМОЛЯЮ

1. Племенной союз восточных славян:

а) меря б) радимичи в) половцы г) хазары

2. Собирание мёда у восточных славян – это:

а) скотоводство б) земледелие в) бортничество г) ремесло

3. Бог грома и молнии у восточных славян:

а) Перун б) Ярило в) Зевс г) Стрибог

4. Народное собрание на Руси:

а) вервь б) вече в) ополчение г) идол

5. Расположите в хронологическом порядке следующие события:

а) убийство князя Игоря

б) крещение Руси

в) призвание варяжского князя Рюрика на Русь

г) правление князя Святослава

6. Соотнесите названия и определения:

1) уроки а) титул главы Русской православной церкви в Древней Руси

2) воевода б) размер дани и сама дань, установленные реформой княгини Ольги

3) митрополит в) руководитель общерусского ополчения

7. Запишите имя, о котором идёт речь:

«Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов».

8. Боярин – это:

а) старший дружинник, крупный землевладелец

б) глава местного управления, назначенный центральной властью

в) герой былин Древней Руси

г) высшее духовное лицо в православной церкви, глава церковного округа

9. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к Киевской Руси. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда:

Борис и Глеб, князь Святослав, рядовичи, смерды, Ян Гус, князь Игорь

10. Сравните политику князя Олега и князя Владимира Святославича. Запишите сначала две черты сходства, затем две черты отличия.

а) походы в Византию б) объявил Киев столицей Руси

в) принятие христианства Русью г) усиление власти киевского князя

11. Рассмотрите изображение и ответьте на вопрос.

Какое произведение было им создано:

а) «Слово о Законе и Благодати» б) «Повесть временных лет» в) «Задонщина» г) «Поучение детям»

12. Перечислите произведения литературы и устного народного творчества в Киевской Руси. Выберите несколько ответов.

а) былины б) повести в) летописи г) житии д) рассказы

Контрольная работа по истории России за 1 полугодие 6 класс

Контрольная работа по Истории России 6 класс.

1 ВАРИАНТ

1.Предками русских, украинцев и белорусов были: А). франки Б). германцы В). восточные славяне

2. Причиной создания Древнерусского государства была: А). появление местных княжений Б). общая военная угроза

В). развитие торговли

3. Этот князь стал первым великим князем киевским: А). Владимир Б). Олег В). Игорь

4. «Русская правда» — это А). первая русская летопись Б). памятник литературы Древней Руси В). первый письменный свод законов

5. «Каждый да держит отчину свою», установление этого принципа на съезде в Любече закрепляло:

А). закрепощение земледельцев Б). разделение русской земли на отдельные княжества В). создание единого государства

6. Религиозные верования у восточных славян: а) христианство б) язычество в) ислам г) буддизм

7. Название общины в Древней Руси: а) вервь б) быт в) вече г) жито

8. Расположите в хронологическом порядке следующие события:а) правление княгини Ольги б) образование Древнерусского государства в) принятие христианства

г) правление князя Ярослава Мудрого

9. Причиной убийства князя Игоря древлянами стала(о): а) месть за гибель их соплеменников в неудачном походе князя на Византию б) грубое нарушение князем договора о полюдье в) изменение князем порядка сбора дани

10. Крещение Руси связано с именем: а) князя Ярослава Мудрого б) князя Святослава, в) князя Владимира Святославовича

11. Соотнесите названия и определения:

1) полюдье а) войско киевского великого князя

2) погост б) объезд киевским князем с дружиной своих земель для сбора дани

3) дружина в) места сбора дани, установленные реформой княгини Ольги

12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к Киевской Руси. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда:

Закупы, холопы, Нестор, князь Олег, Карл Великий, князь Рюрик.

13. Сравните политику князя Владимира Святославича и князя Ярослава Мудрого. Запишите сначала две черты сходства, затем две черты отличия.

а) принятие христианства Киевской Русью б) укрепление южных рубежей Руси

в) усиление власти киевского князя г) строительство Софийских соборов

14. Чем украшались храмы в Древней Руси. Выберите несколько ответов.

а) икона б) мозаика в) миниатюра г) береста д) фреска

15. Причиной раздробленности Руси является: А) Распространение языческих верований Б) Установление вечевых порядков во всех русских землях В) Стремление удельных князей к независимости от Киева Г) установление власти Золотой Орды над Русью

16. В каком году состоялся съезд князей в Любече? А) в 1015 г. Б) 1068 г. В) 1089 г. Г) 1097 г.

17.Догадайтесь по описанию, о какой исторической личности идет речь:

Он уделял много внимания просвещению, переводу книг, созданию библиотек, строительству. За это он получил прозвище. При нем были возведены в Киеве Золотые ворота и главный храм города, поставленный в честь жестокой сечи с печенегами. Он положил начало созданию на Руси первого письменного свода законов.

Контрольная работа по Истории России 6 класс.

2 ВАРИАНТ

1. Древнерусское государство сложилось в: а) конце IX века б) начале IX века в) конце VIII века

2. Собирание мёда у восточных славян – это: а) скотоводство б) земледелие в) бортничество г) ремесло

3. Бог грома и молнии у восточных славян: а) Перун б) Ярило в) Зевс г) Стрибог

4. Народное собрание на Руси: а) вервь б) вече в) ополчение г) идол

5. Отметьте, кто и кому отправил следующее послание: «Земля наша велика и обильна, а порядку в ней нет. Приходите и княжьте нами» а) новгородцы – киевским князьям Аскольду и Диру б) новгородцы – варяжскому князю Рюрику в) киевляне – византийскому императору Михаилу

6. Установление в Древней Руси новой системы сбора дани «уроков», «погостов» было результатом: а) деятельности княгини Ольги б) принятия «Русской правды» в) деятельности князя Игоря г) походов князя Святослава

7. Вече — это: а) народное собрание б) праздничная еда в) вид дани г) община.

8. Расположите в хронологическом порядке следующие события: а) убийство князя Игоря

б) крещение Руси в) призвание варяжского князя Рюрика на Русь г) правление князя Святослава

9. Название славянской азбуки:

а) кириллица б) глаголица в) букварь

10. 988 год- это год

А). призвание на Русь варягов Б). Крещение Руси В). Восстание древлян

11. Соотнесите названия и определения:

1) уроки а) титул главы Русской православной церкви в Древней Руси

2) воевода б) размер дани и сама дань, установленные реформой княгини Ольги

3) митрополит в) руководитель общерусского ополчения

12. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к Киевской Руси. Найдите и укажите термин, «выпадающий» из этого ряда:

Борис и Глеб, князь Святослав, рядовичи, смерды, Ян Гус, князь Игорь

13. Сравните политику князя Олега и князя Владимира Святославича. Запишите сначала две черты сходства, затем две черты отличия.

а) походы в Византию б) объявил Киев столицей Руси

в) принятие христианства Русью г) усиление власти киевского князя

14. Перечислите произведения литературы и устного народного творчества в Киевской Руси. Выберите несколько ответов.

а) былины б) повести в) летописи г) житии д) рассказы

15. В Новгородской республике существовала выборная должность: А) приказного дьяка Б) посадника В) рядовича Г) темника

16. Какой князь получил прозвище за то, что имел огромную семью?

А) Ярослав Б) Всеволод В) Андрей Г) Юрий

17. Запишите имя, о котором идёт речь:

«Вернувшись домой в сопровождении византийских священников, он устроил массовое крещение жителей Киева. Перед этим были сброшены в Днепр идолы всех языческих богов».

Вариант 1

18. Первый свод письменных законов в Древней Руси «Русская правда» начал формироваться в период правления

1. Олега Вещего 2. Игоря Старого 3. Ярослава Мудрого 4. Владимира Мономаха

19. Отряд, состоящий из профессиональных воинов при князе. Участвующих в походах и в управлении, назывался

1. гвардией 2. дружиной 3. опричным войском 4. рейтарами

4. живопись водяными красками по сырой штукатурке

20. Древнерусские храмы украшались мозаикой –

1. картинами, выложенными из кусочков цветных минералов

2. духовной живописью на досках масляными красками

3. резьбой по камню и дереву

4. живописью водяными красками по сырой штукатурке

21. Установите правильное соответствие:

  1. Ярило а) повелитель ветра

  2. Перун б) бог света и неба

  3. Стрибог в) бог солнца

  4. Волос (Велес) г) бог грома

  5. Мокошь (Макошь) д) покровитель скотоводства

  6. Сварог е)божество плодородия

22. Рядович в Древней Руси — это:

1) крестьянин общинник, зависимый от князя

2) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду

3) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам

4) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях

Вариант 2

18. В начале XII в. в Новгороде установилась:

1) республика 2) монархия 3) власть аристократии 4) деспотия

19. Основная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха:

1) создание идеального образа правителя земли Русской

2) укрепление Древнерусского государства

3) божественное происхождение самодержавной власти

4) наставления по воспитанию детей

20. Холоп в Древней Руси — это:

1) крестьянин общинник, зависимый от князя

2) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду

3) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам

4) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях

21. В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

1) в Киеве 2) в Новгороде 3) в Любече 4) в Ростове

22. После принятия христианства на Русь из Византии пришла иконопись. Икона – это

1. картина, выложенная из кусочков цветных минералов или смальты

2. вид духовной живописи на досках масляными красками

3. расплавленный до получения стекловидной массы цветной песок

Вариант 1

18. Первый свод письменных законов в Древней Руси «Русская правда» начал формироваться в период правления

1. Олега Вещего 2. Игоря Старого 3. Ярослава Мудрого 4. Владимира Мономаха

19. Отряд, состоящий из профессиональных воинов при князе. Участвующих в походах и в управлении, назывался

1. гвардией 2. дружиной 3. опричным войском 4. рейтарами

4. живопись водяными красками по сырой штукатурке

20. Древнерусские храмы украшались мозаикой –

1. картинами, выложенными из кусочков цветных минералов

2. духовной живописью на досках масляными красками

3. резьбой по камню и дереву

4. живописью водяными красками по сырой штукатурке

21. Установите правильное соответствие:

  1. Ярило а) повелитель ветра

  2. Перун б) бог света и неба

  3. Стрибог в) бог солнца

  4. Волос (Велес) г) бог грома

  5. Мокошь (Макошь) д) покровитель скотоводства

  6. Сварог е)божество плодородия

22. Рядович в Древней Руси — это:

1) крестьянин общинник, зависимый от князя

2) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду

3) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам

4) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях

Вариант 2

18. В начале XII в. в Новгороде установилась:

1) республика 2) монархия 3) власть аристократии 4) деспотия

19. Основная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха:

1) создание идеального образа правителя земли Русской

2) укрепление Древнерусского государства

3) божественное происхождение самодержавной власти

4) наставления по воспитанию детей

20. Холоп в Древней Руси — это:

1) крестьянин общинник, зависимый от князя

2) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду

3) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам

4) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях

21. В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

1) в Киеве 2) в Новгороде 3) в Любече 4) в Ростове

22. После принятия христианства на Русь из Византии пришла иконопись. Икона – это

1. картина, выложенная из кусочков цветных минералов или смальты

2. вид духовной живописи на досках масляными красками

3. расплавленный до получения стекловидной массы цветной песок

1 Термины «уроки» и «погосты» связаны с правлением

1. Рюрика 2. Игоря 3. Олега 4. Ольги

5. Принятие христианства на Руси произошло

1. в 988 году при князе Владимире 2. в 1012 году при князе Ярославе

3. в 882 году при князе Олеге 4. в 945 году при князе Игоре

6. Первый свод письменных законов в Древней Руси получил название

1. Русская правда 2. Урок Ярославичам

3. Судебник 4. Соборное уложение

7. Вотчины, распространившиеся в древней Руси в XI – XII веках, — это

1. крупное землевладение, передающееся по наследству

2. завещание отца сыну

3. земельное владение, даваемое на условии несения службы

4. народное собрание в древней Руси

8. Первый свод письменных законов в Древней Руси «Русская правда» начал формироваться в период правления

1. Олега Вещего 2. Игоря Старого 3. Ярослава Мудрого 4. Владимира Мономаха

9. Отряд, состоящий из профессиональных воинов при князе. Участвующих в походах и в управлении, назывался

1. гвардией 2. дружиной 3. опричным войском 4. рейтарами

10. После принятия христианства на Русь из Византии пришла иконопись. Икона – это

1. картина, выложенная из кусочков цветных минералов или смальты

2. вид духовной живописи на досках масляными красками

3. расплавленный до получения стекловидной массы цветной песок

4. живопись водяными красками по сырой штукатурке

16. Древнерусские храмы украшались мозаикой –

1. картинами, выложенными из кусочков цветных минералов

2. духовной живописью на досках масляными красками

3. резьбой по камню и дереву

4. живописью водяными красками по сырой штукатурке

8. Установите правильное соответствие:

  1. Ярило а) повелитель ветра

  2. Перун б) бог света и неба

  3. Стрибог в) бог солнца

  4. Волос (Велес) г) бог грома

  5. Мокошь (Макошь) д) покровитель скотоводства

  6. Сварог е)божество плодородия

  7. В3. Соотнесите князей и годы правления:

  8. А) князь Олег 1.980-1015 гг

  9. Б) князь Святослав 2. 1019-1054 гг

  10. В) князь Ярослав Мудрый 3. 945-964 гг

  11. Г) князь Владимир 4. 882-912 гг

  12. Д) княгиня Ольга 5. 964-972 гг

  13. 9. Князь, погибший в результате восстания древлян:

  14. 1) Владимир Святой 2) Ярослав Мудрый 3) княгиня Ольга 4) князь Игорь

  15. 10. В 1097 г. собрался общерусский княжеский съезд. В каком городе он происходил?

  16. 1) в Киеве 2) в Новгороде 3) в Любече 4) в Ростове

  17. 11.Столицей Владимиро-Суздальского княжества был город :

  18. 1) Киев 2) Новгороде 3) Владимир 4) Москва

13. В начале XII в. в Новгороде установилась:

1) республика 2) монархия 3) власть аристократии 4) деспотия

15. Основная идея «Поучения детям» Владимира Мономаха:

1) создание идеального образа правителя земли Русской

2) укрепление Древнерусского государства

3) божественное происхождение самодержавной власти

4) наставления по воспитанию детей

17. Холоп в Древней Руси — это:

1) крестьянин общинник, зависимый от князя

2) разорившийся общинник, пошедший в долговую кабалу за ссуду

3) наиболее бесправная категория населения, близкая к рабам

4) общинник заключивший договор, согласившийся жить и работать у господина на определенных условиях

16. К предпосылкам образования Древнерусского государства относится:

1) необходимость отпора внешним врагам

2) тесные экономические связи между славянскими племенами

3) принятие христианства

4) Великое переселение народов

В старину собиратель меда назывался бортником. Эта была уважаемая профессия и доходное ремесло. Бортник — это пасечник, то есть человек, обеспечивающий процесс получения меда и других продуктов, которые вырабатывают пчелы для своей жизни.

Борть как особое хозяйство

Мед на Руси был единственным сладким продуктом, который можно было получать в этих природных условиях. Сначала его добывали у диких пчел, разоряя их ульи. Потом, когда научились разводить пчелиные семьи в специальных колодах, мед просто брали у своих пчел.

Овладев искусством разведения пчел в специальных полых бревнах, человек не только оградил себя от природных невзгод, но и сделал добывание меда делом стабильным и доходным.

Стимулом к искусственному разведению пчел в колодах стало изведение лесов, ведь вырубались прежде всего самые лучшие, то есть большие деревья, в которых и устраивали свои гнезда общественные насекомые, производители меда.

Люди, чей промысел оказался под угрозой, стали приносить из леса части поваленных дуплистых деревьев, устанавливая их на земле вокруг своего дома. Так борть постепенно становилась частной собственностью.

В дуплистые колоды специально приносились пчелиные семьи. Однако долгое время такой пчелиный дом оставался одноразовым — чтобы собрать созревший мед, бортник выгонял пчел и разрушал соты.

Несмотря на примитивную технологию получения меда, это хозяйство было очень популярным. Особенно большое значение бортничество имело там, где широколиственные леса сочетались с луговым разнотравьем.

На Руси пчеловодство по объемам торговых оборотов занимало второе место после выращивания «хлебов», то есть злаков. Меда хватало не только для внутреннего потребления, но и для внешней торговли.

В Киевской Руси бортничество уже было не просто собирательством, а целым хозяйством. Колоды с медом становились собственностью, которая охранялось в знаменитом своде законов «Русская правда» (XI век). В ней содержалась специальная норма, посвященная охране зверей, птиц и пчел. За разорение борти предусматривались разные виды наказаний. Преимущественно это были штрафы. Например, «если подожгут княжескую борть или выдерут пчелы — 3 гривны». Крестьянская борть ценилась дешевле — в 2 гривны. Однако это была цена лошади.

От колоды до ульев

Вести хозяйство в колодах было прибыльней, чем просто собирать мед по лесам. Однако пчеловодство явно нуждалось в технологическом прогрессе. Наступила техническая революция только в начале IX века.

Произошла она в России. В 1814 году русский пчеловод Петр Прокопович построил и представил вниманию коллег так называемый дощатый рамочный улей. Этот домик прекрасно собирался и разбирался. Теперь для того чтобы достать мед не надо было разорять весь улей.

Идея Прокоповича понравилась не только русским пасечникам. Вскоре русский улей стали применять и совершенствовать в других странах. Например, американец Лорен Лангстрот сделал пчелиный домик сборным и многокорпусным. Удобство современного улья состоит в том, что при большом медосборе его можно надстраивать с помощью новых рамок. Именно этим усовершенствованным вариантом изобретения Прокоповича и пользуются все пчеловоды мира. Исключением из правил являются лишь некоторые народы Африки, которые все еще разводят пчел в колодах.

Дальнейший технический прогресс коснулся уже не устройства жизни пчел, а процесса откачки меда. В 1865 году житель Австрии Франтишек Грушка изобрел медогонку, которая помогала откачивать созревший мед, используя центробежные силы.

Так усилиями людей многих стран производство меда стало не только усовершенствованным, но и автоматизированным.

Мед и бортничество в жизни людей

Нектар цветов, переработанный пчелами, имел большое значение для жителей Руси. О значимости того или иного явления в жизни людей всегда можно судить по праздникам.

До тех пор, пока языческие праздники не были вытеснены значимыми датами с именами христианских святых, на Руси отмечались следующие медовые праздники:

  • Начало весеннего медосбора. В разных регионах ульи выносили на свежий воздух в разные периоды, но в среднем день весеннего медосбора отмечали 30 апреля, то есть «на Зосиму».
  • Медовый Спас. Это время, когда уже основной урожай меда собран. В христианские времена в этот день мед несли в церковь для проведения ритуала освещения свежего меда, а также медовых изделий. Раньше этот праздник приходился на 1 августа, сейчас его отмечают 14 августа.
  • Третий медовый праздник призван замкнуть круг годового цикла. В этот день ульи убирают на зимовку.

В наше время все эти праздники утратили свою актуальность, чего не скажешь о самом сладком продукте. Он по-прежнему является популярным, востребованным и рентабельным.

Бортевое пчеловодство

Борть, устроенная в дупле дерева. Природный парк «Оленьи Ручьи», Свердловская область, 2005 г.

Бортево́е пчеловодство, бо́ртничество (от слова «борть» — дупло дерева) — старейшая форма пчеловодства, при которой пчёлы живут в дуплах деревьев. Дупла могли быть естественными или по нескольку дупел выдалбливали в толстых деревьях на высоте от 4 до 15 м. Дупла могут также выдалбливаться в колодах, которые затем вешаются на стволах деревьев. Внутри дупел для укрепления сот создавались т. н. кресты, или снозы. Для отбора мёда использовались узкие длинные отверстия — должеи. Люди, занимающиеся бортничеством, именуются бортниками, или бортевиками.

На Руси

Бортничество было известно на Руси до XVII века и являлось тогда одной из важных отраслей её хозяйства. Особое развитие оно получило в лесах Приднепровья, Десны, Оки, Воронежа, Сосны и других рек, пограничных со степью. Мёд и воск наряду с мехами служили главным предметом экспорта из Руси. В XI веке в Правде Ярослава говорилось: «А от двоих пчел на 12 лет приплода роев и старыми пчелами 200 и 50 и 6 роев…». Итальянский учёный Паоло Джовио в XVI веке пересказывает со слов российского посла Дмитрия Герасимова историю, похожую на байку, о том, как «один крестьянин из соседственного с ним селения, опустившись в дупло огромного дерева, увяз в меду по самое горло».

По мере освобождения площадей от леса и развития земледелия бортевое пчеловодство постепенно вытеснилось пасечным пчеловодством. После изобретения и развития рамочных ульев, бортевое пчеловодство не в состоянии конкурировать с пасечным из-за трудоемкости изготовления бортьев и меньшей продуктивности. Так уже в начале XVI века леса вокруг Москвы были основательно вырублены, и Сигизмунд Герберштейн заметил, что «в московской области не найти мёду».

В Башкортостане

Основная статья: Башкирский мёд

В наше время бортевые деревья с дикими среднерусскими лесными пчёлами сохранились лишь в Бурзянском заповеднике Башкортостана (ныне — заповедник Шульган-Таш). Развитию бортничества в Башкирии способствовали особые природные условия — обилие липовых и кленовых лесов, источника массовых медосборов. К тому же местное население занималось в основном кочевым скотоводством, охотой и сбором мёда, долгое время оставляя леса нетронутыми. Массовая распашка земель и сведение лесов в Башкирии начались лишь во второй половине XIX века. Нетронутые леса сохранились в глухих и почти бездорожных отрогах Уральских гор. Именно здесь в 1958 году природная зона обитания тёмной лесной пчелы была объявлена заповедной.

Вот как российский журналист Василий Песков, непосредственно познакомившийся с этим древним промыслом, описывал процесс подготовки борти:

Сосна должна быть достаточно толстой (около метра диаметром)… Долбится борть на высоте от шести до двенадцати метров. Сначала бортник вырезает в дереве неширокую щель и потом уже специальными инструментами выбирает дупло высотою около метра, довольно просторное, но не грозящее дереву переломом. Внутренность борти тщательно зачищается … Леток для пчелы прорубается сбоку, а щель закрывают деревянной заслонкой… После этого борть оставляют сушиться. И только через два года её можно готовить к заселению пчёлами.

Бортевая тёмная лесная пчела Apis mellifera mellifera

Эволюция

Тёмная лесная пчела Apis mellifera mellifera — уникальный подвид медоносной пчелы Apis mellifera, эволюционно приспособленный к жизни в условиях континентального климата Северной Евразии с длительными холодными зимами. На современном этапе развития пчеловодства пчелы этого подвида сохранились лишь в немногочисленных изолятах в виде небольших островков в Евразии. Самые многочисленные массивы темной лесной пчелы в Евразии имеются в России: около 300000 слабо затронутых стихийной гибридизацией семей в Республике Башкортостан на Южном Урале, около 200000 семей в Пермском крае на Среднем Урале (Ильясов и др., 2006) и около 250000 семей в Республике Татарстан в Поволжье. Есть сведения о сохранении значительных массивов темной лесной пчелы в Республике Удмуртия, Кировской области и Алтайском крае (Ильясов и др., 2007a, Брандорф и др., 2012). Примерно 99 % семей тёмной лесной пчелы на Южном Урале содержится в рамочных ульях и около 1 % обитает в лесах в естественных и искусственных (бортях и колодах) дуплах в стволах деревьев, преимущественно в Бурзянском районе Республики Башкортостан. Эволюция тёмной лесной пчелы здесь проходила совместно с липой сердцевидной Tilia cordata, поэтому их основной уникальный медосбор формируется во время цветения липы.

Генофонд

Сотрудники лаборатории биохимии адаптивности насекомых Института биохимии и генетики Уфимского научного центра РАН уже около 20 лет занимаются мониторингом генофонда популяций башкирской пчелы и бурзянской бортевой пчелы на основе полиморфизма локуса COI-COII мтДНК и 9 микросателлитных локусов ap243, 4a110, a24, a8, a43,a113, a88, ap049, a28 яДНК. Многолетние генетические исследования подтверждают сохранение чистоты генофонда бурзянской бортевой пчелы до настоящего времени и её принадлежность к подвиду A. m. mellifera (Ильясов и др., 2007b). Бурзянская бортевая пчела A. m. mellifera представляет большой интерес для пчеловодов и учёных всего мира, так как по ней можно сделать реконструкцию естественной истории пчел. В 2011 году на основании заявки НИИ пчеловодства и государственного заповедника «Шульган-Таш» пчелы этой популяции выделены как селекционное достижение в отдельный породный тип «Бурзянская бортевая пчела», который успешно прошёл экспертизу в Государственной комиссии Российской Федерации по испытанию и охране селекционных достижений и внесён (патент № 5956 от 14.06.2011 г.) в государственный реестр.

Бортничество на Южном Урале, судя по артефактам, обнаруженным в могильнике бахмутинской культуры вблизи г. Бирска, зародилось не позднее 5-6 веков нашей эры в среде местных финно-угорских племен. Позднее его переняли предки башкир, ассимилировавшие и вытеснившие отсюда бахмутинцев. Этот промысел не мог возникнуть без инструментов из железа. Он представлял собой систему накапливаемых многими поколениями бортников навыков по устройству искусственных дупел в стоящих на корню крупных растущих и сухостойных деревьях и привлечению в них пчелиных семей с целью получения бортевого меда. Башкирское бортничество достигло расцвета в 18 веке, оно развивалось дольше, чем в Германии, Польше, Литве, Белоруссии и центральных регионах России, отличается более совершенным, удобным и надёжным набором инструментов и приспособлений. Имея особенные права вотчинного землевладения, башкиры могли не выполнять требования нормативных документов Лесной службы России, в 1882 году запретивших бортничество в казённых лесах, как источник лесных пожаров. По мере сведения лесов и разрушения культурных традиций пришлым населением в 19 веке башкирские бортевики освоили колодное пчеловодство. Колоды — такие же искусственные дупла, но только в обрубках древесных стволов, которые могли устанавливаться как на подставках на земле, так и подвешиваться высоко на деревьях. Деревья с бортями и колодами у башкир считались собственностью и отмечались тамгами — отличительными знаками родовой принадлежности. Каждый пчеловод хорошо знал свой знак и не посягал на собственность других. Борти традиционно переходили по наследству от отца к детям. Тамги родных братьев в целом были похожи друг на друга и отличались присоединением к основному знаку семьи новых элементов, младший сын наследовал тамгу отца без дополнений. Во второй половине 20 века у башкирских пчеловодов появились первые разборные ульи, которые дали начало современному пчеловодству. Несмотря на большую трудоемкость и невысокую продуктивность, бортевое пчеловодство в отдалённых местах Южного Урала при этом сохранялось. Обслуживание бортевых пчел требует работы на высоте до 16 метров, а сами борти порою располагаются вдали от населённых пунктов, и пчеловоду часто приходится преодолевать на лошади расстояние до 40—50 км в день.

Особенности бортевого пчеловодства

Инструменты, используемые башкирскими бортевиками в основном кустарного производства, и сходны с аналогичными инструментами из других стран. Уникальными инструментами башкирских бортевых пчеловодов являются «кирам» — плетёный кожаный ремень длиной до 5 м для влезания на дерево, и «лянге» — небольшая переносная платформа — подставка для ног, закрепляемая на стволе верёвкой. В прошлые века, когда в лесах хватало «дичков» — семей пчел в естественных дуплах, башкиры, как и их коллеги по промыслу из иных мест, осенью забирали весь мед из бортей, а пчелы, оставшиеся без запасов, погибали. Весной пчеловоды производили осмотр, чистку и подготавливали борти к новому заселению. Дикие рои заселяли часть оснащённых искусственных дупел, отстраивали соты и начинали собирать мед. Подобная роебойная система бортничества сохранялась до 19-го века, а местами — до 50-х годов прошлого столетия. Преимуществами такой системы было то, что соты обновлялись каждый год, дупла меньше гнили, а пчелы реже болели, размеры их тела не уменьшались, не происходило инбридинга и вырождения. Когда численность «дичков» повсеместно резко сократилась, пчеловоды были вынуждены бережнее относиться к бортевым пчелам и оставлять лучшим из них достаточное для зимовки количество меда, в результате чего пчелиные семьи получили возможность длительно (до 18—25 лет!) обитать в своих жилищах. При этом бортевики научились обновлять соты гнезда, но срок службы дупел сократился. Подобная более совершенная технология именуется бортевым пчеловодством, а представителей усовершенствованного промысла называют бортевиками. Бортевые пчелы имеют много естественных врагов, которые ослабляют семьи и приводят их к гибели, таких как бурый медведь Ursus arctos, куница лесная Martes martes, мышь лесная Apodemus uralensis, большой пестрый дятел Dendrocopos major, золотистая щурка Merops apiaster, большая восковая моль Galleria mellonella, шершень обыкновенный Vespa crabro, рыжий лесной муравей Formica rufa, оса рыжая Dolichovespula rufa. Большой вред бурзянским пчелам наносят и современные болезни пчел, такие как варроатоз Varroa destructor, нозематоз Nosema apis, аскосфероз Ascosphaera apis, американский гнилец Paenibacillus larvae и европейский гнилец Melissococcus pluton, которые в ульях проявляются сильнее, чем в бортях. Динамика численности бортевых пчелиных семей отличается ярко выраженной цикличностью с перепадами в 5—10 раз и средней обратной связью с солнечной активностью.

Биосфера

В настоящее время тёмные лесные пчелы, обитающие в бортях, колодах и естественных дуплах, сохранились на Южном Урале в государственном заповеднике «Шульган-Таш» площадью 22 тыс. га (создан в 1958 году), региональном природном заказнике «Алтын Солок» площадью 90 тыс. га (учреждён в 1997 году) и национальном парке «Башкирия» площадью 82 тыс. га (образован в 1986 году). В конце 2014 года в период очередной популяционной депрессии на территории заповедника, заказника и национального парка имелось более 1200 деревьев с бортями и колодами, из которых было заселено около 300 искусственных дупел. Примерно 4 тыс. пчелиных семей бурзянской популяции в этой зоне содержится на пасеках с рамочными ульями, а в естественных дуплах по данным экстраполяции учётных материалов обитает 200—400 «дичков». В 2012 году перечисленные особо охраняемые природные территории вместе с рядом иных получили статус комплексного биосферного резервата ЮНЕСКО «Башкирский Урал» общей площадью 346 тыс. га, а региональный заказник «Алтын Солок» стал реально охраняться Минэкологией Республики Башкортостан. В настоящее время с целью сохранения бурзянской бортевой пчелы и в рамках развития резервата планируется расширение территории заповедника «Шульган-Таш» в северо-западном направлении за счёт неосвоенной территории в междуречье рек Нугуш и Урюк. Сотрудники заповедника «Шульган-Таш», заказника «Алтын Солок» и национального парка «Башкирия» совместно с местными пчеловодами постоянно проводят мероприятия по оптимизации численности и селекционную работу по повышению иммунитета, зимостойкости и продуктивности семей бурзянской бортевой пчелы, распространению опыта бортевого пчеловодства. Такая политика государственных природоохранных учреждений позволяет сохранять уникальную популяцию бортевых пчел — изолят A. m. mellifera в Евразии в условиях новых угроз стихийной гибридизации и разрушения мест обитания.

Примечания

  1. Бортники // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  2. 1 2 3 Василий Песков. Дикий мёд. В сб. «На суше и на море», М. «Мысль», 1983. Стр. 43-50.
  3. О пчелах в Русской правде
  4. Павел Иовий. Посольство от Василия Иоанновича, Великого князя Московского, к Папе Клименту VII
  5. Сигизмунд Герберштейн. Записки о Московии
  6. Шураков А. И., Еськов Е. К., Коробов Н. В. Петухов А. В., Симанков М. К., Субботин В. А. Сохранение генофонда среднерусских пчел и основные направления развития пчеловодства в Пермской области. — Пермь: Перм. гос. пед. ун-т, 1999. — 31 с.
  7. Ильясов Р. А., Петухов А. В., Поскряков А. В., Николенко А. Г. На Урале сохранились четыре резервата пчелы среднерусской расы Apis mellifera mellifera L. // Пчеловодство. — 2006. — № 2. — С. 19.
  8. Кривцов Н. И., Гранкин Н. А. Среднерусские пчелы и их селекция. — Рыбное: ГНУ НИИП, 2004. — 140 с.
  9. Ильясов Р. А., Поскряков А. В., Колбина Л. М., Николенко А. Г. Сохранение Apis mellifera mellifera L. в Удмуртской республике // Пчеловодство. — 2007a. — № 6. — С. 13—14.
  10. Кривцов Н. И. Порода пчел для северных областей России. Материалы международной научно-практической конференции «Медовый мир — 2011». — Ярославль, 2011. — С. 25—26.
  11. Брандорф А. З., Ивойлова М. М., Ильясов Р. А., Поскряков А. В., Николенко А. Г. Популяционно-генетическая дифференциация медоносных пчел Кировской области // Пчеловодство. — 2012. — № 7. — С. 14—16.
  12. 1 2 3 Косарев М. Н. Шарипов А. Я., Юмагужин Ф. Г., Савушкина Л. Н. Сохранение генофонда и селекционная работа с бурзянской бортевой пчелой. Материалы международной научно-практической конференции «Медовый мир — 2011». — Ярославль, 2011. — С. 38—39.
  13. Саттаров В. Н. Популяционно-генетический полиморфизм башкирской медоносной пчелы Apis mellifera L. // Автореф. дисс. на соиск. уч. ст. канд. биол. наук. — Санкт-Петербург-Пушкин. 2000. — 24 с.
  14. Николенко А. Г., Поскряков А. В. Полиморфизм локуса COI-COII митохондриальной ДНК Apis mellifera L. на Южном Урале // Генетика. — 2002. — Т. 38. № 4. — С. 458—462.
  15. Ильясов Р. А., Петухов А. В., Поскряков А. В., Николенко А. Г. Локальные популяции Apis mellifera mellifera L. на Урале // Генетика. — 2007b. — Т. 43. № 6. — С. 855—858.
  16. 1 2 3 Косарев М. Н., Юмагужин Ф. Г., Нугуманов Р. Г. О динамике численности семей пчел башкирской популяции, заселяемости бортей и колодных ульев в государственном природном заповеднике «Шульган-Таш» // Использование биологически активных продуктов пчеловодства в животноводстве и в ветеринарной медицине: Сб. науч. тр. — М.: Уфа, 1999. — С. 118—121.
  17. 1 2 Косарев М. Н. Современное бортевое пчеловодство. Методическое пособие для начинающих бортевиков. — Уфа: Информреклама, 2014. — 50 с.
  18. 1 2 Юмагужин Ф. Г. История и современное состояние бурзянской бортевой пчелы. — Уфа: Гилем, 2010. — 107 с.
  19. Косарев М. Н. Бурзянские бортевые пчелы и варроатоз // Пчеловодство. — 1987. — № 9. — С. 12—13.
  20. Бакалова М. В. Симбионты медоносной пчелы в ульях заповедника «Шульган-Таш» // Пчеловодство. — 2010. — № 2. — С. 12—13.
  21. Косарев М. Н. Сохранение генофонда башкирской пчелы // Пчеловодство. 2008. — № 7. — С. 8—10.
  22. Косарев М. Н., Юмагужин Ф. Г., Сайфуллина Н. М. Расширение территории заповедника «Шульган-Таш» — путь сохранения генофонда дикой бортевой пчелы на Южном Урале // Экологические аспекты Юмагузинского водохранилища: Сб. науч. тр. — Уфа: Гилем, 2002. — С. 114—124.
  23. 1 2 Юмагужин Ф. Г. К вопросу о расширении территории заповедника «Шульган-Таш» // Вестник ОГУ — № 6. — 2009. — С. 461—463.

Литература

  • Бортное право // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Бортевое пчеловодство // Большая советская энциклопедия : / гл. ред. А. М. Прохоров. — 3-е изд. — М. : Советская энциклопедия, 1969—1978.

Ссылки

Медовуха — это современное название алкогольного напитка с мёдом, которое появилось в XIX веке и не имеет никакого отношения к настоящему древнерускому напитку. Настоящий питный мёд называли уважительно — медок или просто мёд, а процесс приготовления назывался — мёдостат.

Ставленый мёд (медок)


Мед помогает укрепить нервы и память

Питный мёд — это исконно руский напиток, который ставили с незапамятных времен. Смешивали две трети или более мёда с соком ягод (обычно брусника, малина или вишня) и ставили бродить. Затем несколько раз переливали и в засмоленных дубовых бочках зарывали в землю на 15–20 лет минимум. Назывался такой мёд – ставленым

Рецептов ставленого мёда было множество — добавляли хмель для крепости и различные пряности, травы, ягоды, соответственно менялись и названия – хмельной, поддельный, украшенный. Каждый вид мёда на отдельный случай жизни, т.к. пили медок только в особых случаях – рождение, свадьба, похороны, жертвоприношение. Мёд получался крепостью 10–16 градусов.


Мед должен быть правильным!

Многие ученые считают, что питный мёд, это прародитель вина. К вину относились как к обычному алкогольному напитку, а к мёду у разных народов было одинаковое отношение — это не повседневный, а религиозный напиток — Дар Богов, обладающий целебными и магическими свойствами. Мёд разрешалось пить только в особых случаях, разделяя трапезу с Богами, а пчёлы считались связующим звеном между миром людей и Богов.

В древнем Египте мёду поклонялись, в гробницах археологи находят сосуды с символикой пчёл, которые были подношением и могли пригодиться в царстве мёртвых, поскольку там текут медовые реки, а мёд и медовые напитки, это пища Богов (амброзия). В одном из храмов нашли надпись «Бог Ра рыдал, а его слёзы падая на землю, превращались в пчёл». На стенах гробниц множество рисунков, которые рассказывают о процессе и циклах приготовления медовых напитков. Возраст рисунков 7 тыс. лет до н.э. Скандинавы считали мёд даром Одина, дарующий магическую власть и умение обращаться со словом. Германцы называли убитого «опьяненным», а мёд служил ритуальным переходом в потусторонний мир. Финны считали медовый напиток «живой водой», способной возродить к жизни мертвого. У разных народов «Дар Богов» назывался почти одинаково – в Греции «меду», т.е. опьяняющее, на Руси «мёд», шведы и норвежцы называли «мьод», а у германцев «меет».

Наши предки считали медок божественным напитком, который разрешалось готовить только волхвам. Они решали когда напиток готов и по какому случаю, какой мёд следует пить. Считалось, что в потустороннем мире текут медово-молочные реки (мёд с молоком), если учесть, что мёд практически соответствует крови человека, возможно отсюда и произошло выражение «кровь с молоком», т.е. идеальное здоровье, дарованное Богами. Есть версия, что к Илье Муромцу пришли старцы именно с таким напитком, подарившее ему богатырское здоровье и силу.


Держать пчел или водить. Конструкция улья для очень занятых или ленивых.

Варёный мёд (мёд-пиво)

Начиная с XI века, наравне со ставленым мёдом начали делать варёный, напоминающий приготовление пива, что ускорило и удешевило процесс производства, т.к. стали добавлять воду (1 к 0,5 или 1 к 1, или 1 к 2), 1 часть мёда, 2 части воды. Мёд варили, добавляя фрукты, ягоды, зелень или овощи – называлась такая смесь — сыта, а мёд «сытный». После того, как сыта остывала, добавляли закваску и оставляли бродить — через 2–3 недели мёд-пиво был готов. Такой мёд получался гораздо хуже ставленого и по вкусовым и по целебным свойствам, но зато удовлетворял возросшие потребности.

Вареный мёд уже не был религиозным напитком, его стали варить на любой пир и в каждой семье, на праздник обязательно варили мёд для угощения гостей. Хотя еще и оставалась традиция пить мёд только до еды (это было связано с религиозными обычаями), но о причине такой культуры пития постепенно забывали и вскоре начали пить до, после и во время еды.

«И я там был, мёд-пиво пил…»

Медовуха


Маленькие секреты медового целебника

В XVI — XVII веках появляется водка, которая вытесняет мёд (готовить водку быстро и дешево). В XIX веке у людей просыпается интерес к традициям и напиткам Древней Руси. На рынке появляется «медовуха» — дешевая подделка староруского медка. Готовится из фруктовой или ягодной бражки с добавлением небольшого количества мёда. Некоторые для крепости добавляют водку или спирт.

Медовуха к питному мёду не относится. Варёный мёд хотя и был полезный и вкусный, но ни шел, ни в какое сравнение с настоящим божественным ставленым мёдом, секрет которого знали волхвы. Именно о ставленом мёде гости Древней Руси слагали песни и поговорки:

«пиво – не диво, а мёд – хвала и всему голова»

Если эта статья на нашем сайте ecology.md , была для вас полезна, то предлагаем вам книгу с Рецептами живого, оздоравливающего питания. Веганские и сыроедческие рецепты известного итальянского шеф-повара Анджелы Аграти-Прейндж. А так же предлагаем вам подборку самых лучших материалов нашего сайта по мнению наших читателей. Подборку — ТОП лучших статей об здоровом образе жизнии здоровом питании вы можете найти там, где вам максимально удобно ВКонтакте или В Фейсбуке

Медовые напитки

У этого термина существуют и другие значения, см. Мёд (значения). Константин Маковский. Чарка мёду. Начало 1880-х годов. Донецкий областной художественный музей

Медо́вые напи́тки — алкогольные напитки, основным сырьём для которых является мёд. Изготавливались почти всеми древнейшими народами Европы.

История

Алкогольные напитки на основе мёда известны издавна и встречались у большинства древнейших народов Европы — у древних славян, скандинавов, германцев, греков, литовцев, пиктов, валлийцев, армян и других.

В первой половине XVI века началось вытеснение медовых напитков водкой, в последующие столетия утрачиваются и их рецепты, передававшиеся, в основном, в устной форме. Кроме появления более дешёвых алкогольных напитков, большу́ю роль в сокращении медоварения сыграла длительность приготовления напитка, исчисляемая годами, а также огромные потери сырья — до 50 % от закладки. Причём для правильного приготовления мёда необходимы были крупные по объёму закладки, порядка сотен килограмм.

Появившиеся позже, в XVII—XVIII веках, «мёды», «медки» и «медовухи», дошедшие до наших дней, готовятся по другим рецептам и имеют мало общего с классическими медовыми напитками. Сейчас рецепты приготовления медовых напитков восстановлены.

Медовый напиток в древние времена

Напиток, получаемый из мёда путём брожения, известен с древних времён. Уже древние индоевропейцы считали мёд сакральным продуктом. Археологические находки, происходящие из святилищ, начиная с 7—6 тыс. до н. э., дают примеры изображений циклов производства мёда. Древние индоевропейцы считали, что в загробном (небесном) мире существуют медовые реки, а медовый опьяняющий напиток они связывали с представлениями о медовом дожде, который проливается на землю из небесной реки. Пчёлы могли восприниматься как насекомые, добывающие мёд именно из небесной реки. Таким образом, медовый напиток связывается с потусторонним миром и с идеей бессмертия.

Упоминание питного «meodu» в «Беовульфе»

У германцев медовый напиток воспринимался как дар людям от богов. У скандинавов известен как дар Одина. Этот дар, под названием «мёд поэзии» дал людям поэтический талант, чтимый за магическую власть, которую даёт умение обращаться со словом. Одновременно у германцев употребление мёда служило ритуалом перехода в потусторонний мир (так, убитого могли называть «опьянённым»).

У славян медовый напиток был ритуальным, который они разделяли с богами. Медовый напиток ассоциировался с рекой потустороннего мира, в которой текут медово-молочные воды. Согласно исследованиям, мёд постоянно сопровождал славянские религиозные приношения и пиршества.

На востоке медовый напиток делали с пряностями: гвоздикой, шафраном, имбирем и другими.

Средневековье

На Руси медовый напиток сначала назывался просто «мёд» или «мёд питный». Готовился такой мёд путём медостава («ставленный мёд» от 5 до 20 лет перебраживался из натурального нестерилизованного мёда в зарытых в землю дубовых бочках).

С XI века наряду с методом медостава используется метод варения, благодаря которому стало возможно получать напиток уже через месяц, однако мёд приходилось стерилизовать кипячением.

На протяжении всего Средневековья на Руси использовали напиток мёд в ритуалах по случаю рождения, в поминальных ритуалах, также он был неизменным во всех крупных семейных праздниках, был постоянным атрибутом гостеприимного хозяина, а также замечен при использовании в домашней волошбе.

Издревле мёд был частью культовых и обрядовых церемоний. Во время брачной церемонии молодые получали в подарок бочонок мёда в десяток килограмм, который полагалось съесть за месяц. Отсюда, кстати, и пошло выражение «медовый месяц». Мёд на Руси любили и потребляли в больших количествах — об этом говорят старинные рецепты вроде «развести 12 вёдрами воды 1,5 пуда мёда…», «на 96 литров речной чистой воды положить 16 кг мёда…».

Новое и новейшее время

В XV веке практически полностью перестают готовить мёд методом медостава. Исчезает ритуал употребления мёда до еды.
В XVII веке медоварение становится редким явлением, так как мёд вытесняется вином.
К XIX веку медоварение возрождается, а с ним появляются медовые напитки под именем «медовуха».

Питный мёд

Питный мёд — праздничный древнерусский напиток. Первоначально при изготовлении такого напитка не использовали воду и не добавляли алкоголь, он был свободен от сивушных масел, тяжёлых спиртов, жирных кислот и имел свойственные только ему ароматически-вкусовые показатели.

Рецепты приготовления медовых напитков на Руси описал в XVII веке Чарльз Карлайл.

Ставленый мёд

По косвенным византийским источникам, можно заключить, что в конце IX века, некоторые славянские племена, особенно древляне и поляне, умели забраживать и выдерживать мёд. Рецепт приготовления такого мёда был описан в «Домострое».

Технология изготовления ставленого мёда напоминала технологию изготовления вина. Брали две трети и более мёда и одну треть сока ягод (обычно использовалась брусника, вишня или малина) без добавления воды. Смесь подвергалась естественному брожению в бочках или открытых чанах, после чего её многократно переливали и выдерживали в засмоленных бочонках, которые зарывали в землю на длительный срок — 15—20 (иногда до 40) лет. Минимальный срок до готовности напитка был 5—8 лет, хотя такой мёд считался недодержанным.

Недостатком такой технологии было слишком долгое время изготовления, и из-за этого она применялась крайне редко, поэтому была придумана технология изготовления хмельного мёда.

Хмельной мёд

Хмельной медовый напиток у русов упоминается путешественником Ибн-Руста в 921 году.

Рецептура была такая же, как и у ставленого мёда, но в смесь мёда и сока ягод ещё до начала брожения добавляли хмель. В результате мёд получался более крепким, и употреблять его можно было уже на третий год. Идеальным сроком выдержки для хмельного мёда считались 10 лет.

Варёный мёд

В Повести временных лет мёд впервые упоминается под 996 годом, где сказано, что Владимир велел сварить 300 проварь мёду.

Несмотря на двукратное сокращение времени готовности хмельного мёда относительно ставленого, процесс всё же оставался длительным, и поэтому появился варёный мёд, который делали по примерно такой же технологии, как и пиво, причём на изготовление уходило меньше сырья и получалось гораздо меньше отходов. При этом способе напиток был готов уже через две-три недели.

Сыта

Подробнее по этой теме см. Сыта.

Сыта — вода, подслащённая мёдом, медовый взвар, разварной мёд на воде. Использовалась для приготовления любимых у восточных славян сладких лакомств (сытников). С сытой ели кутью.

Пуре

В Мордовии готовили напиток пуре, при изготовлении которого использовалась перга, приготовление сочетало в себе как «пивную», так и «винную» технологии, переливы, «подкормку» мёда и даже его вымораживание. При таком изготовлении напиток был готов уже через год.

Медовое вино

Изготовление медовых вин получило широкое распространение в умеренных зонах, в частности в России, где климатические условия не располагали к выращиванию и селекции винограда. Исторически сложилось, что вино в России производилось преимущественно из ягод и плодов, с добавлением мёда и целебных трав.

Натуральное крепкое вино возможно получить естественным путём только сбраживанием мёда. «Счастливы будут те времена, — писал выдающийся знаток медоварения профессор Цессельский, — когда вместо водки и пива наш мужичок будет подкрепляться собственным напитком, приготовленным из мёда и фруктов».

Начало медоварения на Руси было положено в глубокой древности. Медовый напиток считался очень ценным продуктом. Мёд хмельной варили и на монастырских землях, мёд приносили в дань церквям. К недостаткам традиционных способов приготовления медовых вин следует отнести длительность процесса кипячения медового раствора (что приводило к снижению биологической активности готового вина), длительный процесс его приготовления и непродолжительный срок хранения.

Производство медовых вин в России сравнительно молодая отрасль. Технология производства медовых вин обеспечивает сохранность ценных качеств природных компонентов медового сусла, сравнительно высоких органолептических достоинств медового вина, ускорение сроков его получения и увеличение продолжительности его хранения. Обязательными компонентами медового сусла являются цветочная пыльца, шишки хмеля, пряности, коренья, ягоды. Для активизации брожения применяют расы чистых культур винных дрожжей.

Цветочная пыльца содержит в больших количествах все заменимые и незаменимые аминокислоты, углеводы, витамины С, В1,В2, В3, В6, Н, В12, провитамины А, D, Е, Р и др., а также гормоны, ферменты, выполняющие функцию биологических катализаторов, и фитонциды, обладающие бактерицидными свойствами. Процесс брожения измельчённой пыльцы в медовом сусле в присутствии чистой культуры винных дрожжей способствует не только активизации перехода биологически активных веществ цветочной пыльцы в сбраживаемое сусло, но и обеспечивает наибольшую полноту их извлечения и стабилизацию для последующих технологических операций. Это приводит к повышению биологической ценности готового вина, а также увеличивает срок его хранения за счёт придания ему бактерицидных свойств.

Необходимым компонентом медового сусла является хмель. Шишки хмеля закладывают в бродильные ёмкости вначале брожения для повышения крепости напитка и улучшения его органолептических показателей. Хмель богат эфирными и дубильными веществами, которые способствуют естественному осветлению вина и предохраняют от скисания.

Технология изготовления

Технология приготовления медового вина предусматривает растворение натурального пчелиного мёда в воде, введение в раствор других компонентов согласно рецептуре, сбраживание полученного сусла, его выдерживание, снятие с осадка, пастеризацию, фильтрование, купажирование и разлив.

В компонент рецептуры медового вина входят настои пряноароматического натурального сырья: пряности, коренья, ягоды. Каждый вид природного сырья перебирают, удаляя посторонние примеси и испорченные части растений, затем измельчают и заливают спирто-водным раствором (50 % об.) в соотношении 1:10. Качественный этиловый спирт используется как консервант. Ежедневно перемешивая, получают настой через 15—20 дней. Готовый настой освобождается от осадка.

Расчётное количество разогретого мёда, питьевой воды, раствора цветочной пыльцы, настоя ягод или трав перекачивают в купажёр из нержавеющей стали, и 30 минут перемешивают электромешалкой. Полученное медовое сусло перекачивают в ёмкость из нержавеющей стали для сбраживания, добавляя шишки хмеля и разводку чистой культуры винных дрожжей. Процесс брожения протекает без доступа воздуха в герметично закрытых ёмкостях, снабжённых водяным затвором для сброса образующейся при брожении углекислоты. Температуру поддерживают в пределах 18—20 град. С, тщательно следят за режимом брожения сусла.

По окончании брожения сусло снимают с дрожжевого осадка и пастеризуют. Пастеризованный продукт ставят на выдержку в герметично закрытых ёмкостях на минимум две-три недели. При выдержке медовые вина приобретают особые вкусовые и ароматические качества, осветляются, приобретая золотистый оттенок. По окончании выдержки вина подвергаются дополнительной фильтрации для получения прозрачного с блеском готового продукта.

Готовое натуральное медовое вино перекачивают в ёмкость для разлива, а затем фасуют в потребительскую тару. Срок годности продукта 1 год при хранении в температуре от 0 до 16° С. Десертные вина из мёда следует пить охлаждёнными.

Медовое пиво

Медо́вое пиво (Braggot, перевар) — слабоалкогольный напиток, получаемый спиртовым брожением медовой сыты с хмелем, иногда с добавлением пивных дрожжей. По классификации Mazer Cup International коммерческие сорта медового пива должны содержать не менее 20% мёда. По классификации BJCP (Программа Сертификации Пивных Судей) медовое пиво, или Braggot, должно содержать не менее 50% мёда.

Сбитень

Подробнее по этой теме см. Сбитень.

Сбитень — старинный восточно-славянский напиток из воды, мёда и пряностей, в число которых нередко входили лечебные травяные сборы. Впервые упомянут в славянских летописях в 1128 году. Употребляют горячим или холодным.

Первое упоминание о сбитне как о напитке, широко употребляемом славянами, относится к летописным источникам XII века. Тогда он назывался переваром, а позднее — взваром или просто варом. До появления в России чая сбитень, пожалуй, был единственным горячим напитком русов, приготавливали его в специальных самоварах.

Медовуха

Подробнее по этой теме см. Медовуха.

Медовуха — алкогольный напиток, приготавливаемый из воды, мёда и дрожжей с различными вкусовыми добавками.

Медовуха в современном виде появилась в XVIII веке, а популярность приобрела в XX веке. При интенсификации пчеловодства в первые годы советской власти очень часто производилась откачка «незрелого» мёда, который не хранился и не годился для продажи. Поэтому некоторые из пчеловодов придумали способ его утилизации — разбавляя его и сбраживая «дикими» или хлебопекарными дрожжами. Были разработаны технологии, позволяющие сбраживать не только «незрелый» мёд, но и вполне сформированный — путём разбавления и кипячения (стерилизации) получающейся «сыти».

Медовая Комбуча

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 24 октября 2019 года.

Медовая комбуча — витаминный пробиотик, созданный путем естественного брожения натурального цветочного меда, воды, чая и органического гриба комбуча. В отличие от классической комбучи где используется сахар, в приготовлении медовой комбучи вместо сахара используется натуральный цветочный мед.

> См. также

  • Тэж — традиционный медовый напиток в Эфиопии
  • Медовый месяц
  1. 1 2 3 4 5 6 Похлёбкин, 1988, с. 98.
  2. 1 2 Похлёбкин, 1988, с. 99.
  3. Ковалев, Могильный, 1990, с. 230.
  4. 1 2 3 Похлёбкин, 2009, с. 33.
  5. Похлёбкин, 2009, с. 94.
  6. Цесельский, 1910.
  1. Ковалёв В. М., Могильный Н. П. Мед // Русская кухня: традиции и обычаи. — М.: Советская Россия, 1990. — С. 254. — 229–230 с. — ISBN 5-268-00916-8.
  2. Похлёбкин В. В. Мёды питные // О кулинарии от А до Я: Словарь-справочник. — Мн.: Полымя, 1988. — С. 98–99. — 224 с. — ISBN 5-345-00218-5.
  3. Похлёбкин В. В. История водки. — М.: Центрполиграф, 2009. — 268 с. — (Классика кулинарии). — ISBN 978-5-9524-4404-1.
  4. Цесельский Т. Медоварение или искусство производства напитков из мёда и фруктов. — Екатеринослав: Типография Я. А. Краснополера, 1910. — 70 с.
  • Заготовка меда, или рецепт мёда питьевого (nuclphys.sinp.msu.ru).

Тематические сайты

Словари и энциклопедии

Нормативный контроль

GND: 4212831-6

История Мёда на Руси

Мед на Руси спокон веку в почёте. Его ели просто так и с чем-нибудь, например, с блинами. С мим пили чай, пекли пироги и пряники, получившие своё прозвище за пряный вкус и медовый аромат. Именно благодаря мёду пряники долго не черствели. Добавляли его в творог и кашу. Одно время в большой моде был разварной рис с мёдом, изюмом, жареными семечками и орехами.

В общем, куда только мед ни примешивали, порой даже в винегрет. Некоторые считали, будто нет ничего полезнее свежего мёда с только что сорванным с грядки зелёным луком, пёрышки которого обмакивали в мед.
Знаменитее всего — сбитень, исконно русское питье. Его история уходит в глубь веков, но особую популярность он приобрёл в 18-ом и 19-ом веках, когда по улице нельзя было шагу ступить, не встретив колоритную фигуру сбитеньщика. Медовое питье продавали горячим в специальных лавках из огромных самоваров. Пожалуй, не было ни одного трактира или чайной, где бы отсутствовал сбитень. Зимой уличные торговцы таскали за спиной хорошо укутанные медные чайники или самовары со сбитнем.
Делали сбитень так (рецепт на один литр воды). Сначала в кипятке растворяли 150 г мёда, потом столько же сахара. После этого в кипящую воду добавляли 2 г лаврового листа, по 5 г имбиря, кардамона, гвоздики, корицы и давали прокипеть.
Есть другой рецепт, тоже на литр воды: 100 г мёда, 50 г сахара, 0,3 г корицы, 0,2 г гвоздики и 3 г хмеля. Частенько в первый и второй состав добавляли мускатный орех и другие «колониальные пряности», как их тогда величали.
Нельзя не вспомнить о другом старинном напитке — хмельном мёде, который, как подтвердили современные исследования, действительно обладает целебными свойствами.
Хмельной мед не имеет ничего общего с разнообразными «медовухами». Медовуха, национальный мордовский напиток — это медово-перговая брага, и готовят её путём быстрого сбраживания мёда. При этом мед теряет массу полезных веществ и приобретает-множество веществ малоприятных — альдегиды, компоненты сивушного масла, метиловый спирт и другие. На Руси такой мед назывался “неисполненным” и считался вредным. В старину медовары знали, что перга портит хмельной мед, и тщательно отделяли её специальными приёмами. Знали они и то, что брожение должно идти медленно и при невысоких температурах.
Как пишет информационное издание новости Благовещенска — согласно историческим документам, действие настоящего питьевого мёда “даёт бодрость, веселие и умиротворение без одурманивания, расслабления пли нездорового возбуждения. От мёда не бывает похмелья, головной боли, тошноты и дрожи в конечностях”. Наши предки “подолгу пили его, без всякого вреда, очищая душу и тело перед тяжёлым трудом или ратными подвигами”.
Хмельной мед и настоянные на нем травы были самыми распространёнными лекарствами. Славянскими мёдами врачевалось все Средиземноморье, Англия и значительная часть Азии.

В средние века Киевская Русь выручила за поставки питьевого мёда в Византию и другие страны 50 тонн золота.

История пчеловодства на Руси

История пчеловодства на Руси

Во все времена мёд пользовался особым почетом на Руси. Наши прабабушки ставили мед на стол как полноценное блюдо, а также как дополняющее другие. На праздники на столе всегда стоял мед в сотах. Блины с медом, медовый квас, русские пироги с медом, пряники медовые – это далеко не весь перечень любимых и предпочитаемых для русских угощений.

Интересные факты из истории.

Первое упоминание о продуктах пчеловодства обнаружились в заметках историка по имени Геродот, который жил более 2500 лет тому назад в Греции. Следующее, но уже гораздо позднее упоминание, относится к 911 году. Тогда, в одном из подписанных договоров затрагивались вопросы доставки меда в Византию. Из этого следует, что мед использовался в Древней Руси, как товар международного значения.

В начале Х века пчеловодство, как отрасль, стала составной частью жизнедеятельности народа. Огромное количество пасек, щедрый сбор меда делало народ экономически независимым. В XI-XII веках славяне начали селиться на побережьях для того, чтобы водить пчел по бортевым лесам. Термин “бортевой” произошел от слова “борть”, что означало дупло. Поэтому такой способ пчеловодства на Руси назывался бортничество.

В те времена пчел в лесах было огромное количество. Так что, помимо естественных, люди вырубали искусственные дупла, чтобы пчелы могли поселиться в них и делать мед. Для этого выбирались мощные деревья в возрасте от 150 лет. Приведем лишь одну цифру: в одном можно было обнаружить до 300 килограммов меда. Самыми богатыми в этом отношении были леса в Воронежском, Белгородском, а также Курском волостях. Ценный продукт из этих волостей доставлялся к царскому столу.

Пчеловодство в средние века.

В XVII веке в связи с приростом населения количество бортных угодий уменьшилось, и они начали заменяться пасеками. Началось так называемое “приручение” пчел, и зарождение пчеловодства. Число пчелиных семейств достигло 50 миллионов. Мед начали продавать, перерабатывать. В эти времена было настолько много дикого меда, что на каждого жителя приходилось около сотни килограммов! Уже к началу XVIII века отрасль выросла до огромных масштабов. Права граждан на бортное угодие было равнозначно праву на землевладение. Оно передавалось из поколения к поколению.

Новым этапом в истории пчеловодства считается время появления рамочного улья в 1814 г. Пчеловодом Прокоповичем был изобретен ящик, состоящий из трех этажей, каждый из которых был оснащен вставными досками, называемыми втулки. По достоверным данным, в XIX веке в России насчитывалось около 50 миллионов пчелиных семей. После этого произошел упадок отрасли. Одной из главных причин считается начало производства дешевых напитков, таких как водка, пиво, которые стали использоваться вместо хмельных напитков из меда. А более ощутимый удар пчеловодству нанесло добывание сахара из тростника. Уже к середине XIX века в России было около 300 заводов, производящих сахар.

Ценность продукта.

Однако, несмотря на такой упадок пчеловодства, русский народ всегда ценил мед. Из старинных лечебников известно о том, что его применяли в качестве лечебного от огромного количества заболеваний продукта. Кроме того, его использовали в обрядах, так как ему приписывались и магические свойства.

С тех пор минуло несколько веков, но и сейчас этот продукт пчеловодства широко применяется в народных рецептах в качестве ценного компонента. Для многих людей он остался любимой сладостью, не сравнимым ни с каким другим продуктом питания. Будем надеяться, что отношение к такому дару еще вернется, и Россия вновь станет мировым лидером в производстве и поставке меда.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *